Французская студия Spiders уже давно и упорно занимается разработкой игр, которые идеально вписываются в определение «среднебюджетная европейская RPG». Их игры, как правило, созданы с усердием, следуя всем канонам жанра, и заимствуют многие лучшие идеи из суперхитов, например, от BioWare. Однако им всегда не хватает чего-то, чтобы сравниться с проектами тех же канадцев. Такими были Faery: Legends of Avalon, Of Orcs and Men, и Mars: War Logs. Bound by Flame, к сожалению, не стала исключением. Хотя до середины игра выглядит очень достойно.
Интересная концепция, но нереализованный потенциал
Как и в Of Orcs and Men, французы придумали оригинальный сюжетный ход. В Of Orcs and Men мы играли за маленького гоблина и большого зеленого орка, а в Bound by Flame — за брутального мужчину-шизофреника. Но он не сбежал из психушки. Просто в его голове поселился демон, который периодически разговаривает с нашим героем.
Это неприятное событие произошло в результате неудачного ритуала, с помощью которого группа магов пыталась остановить могущественных некромантов. Последние, желая стать бессмертными, проводили богохульные эксперименты с запретной магией, и, как результат, вымышленный континент Вертиэль постигли многочисленные беды. Теперь, как и в Вестеросе, здесь приближается зима. А на людей, эльфов и гномов постоянно нападают армии ходячих мертвецов во главе с теми же обезумевшими некромантами.
Более традиционные маги, используя вышеупомянутый ритуал, пытались помешать нежити и их предводителям, а наш герой по имени Вулкан охранял их вместе с другими наемниками из ордена Freeborn Blades. Затем что-то пошло не так, и теперь внутри Вулкана становится действительно жарко — поселившийся в нем демон принадлежит к стихии огня.
Сам сеттинг — это достаточно типичное и банальное фэнтези. Но задумка с проживанием демона в теле героя действительно интересная. Огненный паразит не просто разговаривает с нашим наемником, но и пытается подчинить себе его душу. Мы можем ему сопротивляться, но не обязаны.
Периодически перед игроком возникает выбор: поступать так, как предлагает демон, или по-своему, сохраняя честь и порядочность. Можно, например, выпить зелье, чтобы защитить свой разум от чужого влияния, прежде чем идти в логово опасного монстра, или не делать этого и согласиться с демоном, чтобы прибрать энергию этой твари к своим рукам.
В игре реализована смена дня и ночи, можно даже ложиться спать. Но это практически никак не используется в геймплее. Все это реализовано как внутренняя борьба в голове главного героя. Приняли одно решение — уровень подчинения демону снизился (он высчитывается в процентах), приняли другое — увеличился. Чем выше этот уровень, тем драматичнее меняется внешность Вулкана — у него появляются рога, глаза начинают сверкать недобрым огнем, а кожа темнеет. Даже голос его приобретает инфернальные нотки. В конце концов, если вовремя не оказать сопротивление, из-под кожи начнут вырываться всполохи огня, а внешность героя будет просто отпугивать окружающих. Согласитесь, такое в RPG встречается не так уж часто.
Проблема с реализацией
Вместе с наемником-полудемоном по миру путешествуют полуголая некромантка, потерявшая свою силу; странствующий рыцарь, разговаривающий о себе исключительно в третьем лице; эльф — предатель собственного народа. И, наконец, бессмертный дух со светскими манерами и несколько циничным чувством юмора, который вот уже 6 тысяч лет меняет тела, а ныне пребывает в образе высохшего скелета с короной на голове.
С каждым из них можно общаться. Напарники будут постепенно раскрывать подробности из своего прошлого, делиться мнением о других компаньонах Вулкана и даже просить помощи. Например, крайне любознательная дочка мага, которого мы охраняли в самом начале игры, попросит поговорить с бессмертным духом… о его сексуальной жизни.
В Bound by Flame попадаются моральные дилеммы — не только в связи с противостоянием между человеком и демоном в душе нашего героя. Освободить симпатичную ведьму или послушать мага, призывающего не делать этого и бросить ее умирать на болоте? Предать эльфов и обречь тех на верную гибель ради того, чтобы больше узнать об экспериментах некромантов, или нет? Да и в финале не обойдется без моральных терзаний и самопожертвований.
Иными словами, потенциал и идеи в Bound by Flame вполне «биоваровские». Но ни одну из них авторы так до конца и не реализовали. Моральные дилеммы не такие сложные, а встречаются они (равно как и ситуации, влияющие на исход борьбы между демоном и человеком в душе главного героя) не так часто, как хотелось бы. Некоторые же решения создают лишь иллюзию выбора. Да и сам сюжет развивается линейно.
Как и в Mars: War Logs, игра постепенно складирует информацию о врагах, из которой можно узнать об их слабых сторонах. То же самое и с напарниками. Развилка, когда мы можем как-то драматически повлиять на отношение компаньона к герою и даже разругаться с ним, случается за всю игру лишь один раз. Все новые темы в разговорах со спутниками возникают строго по сюжету, а не в зависимости от того, как мы там себя вели.
Геймплей и баланс
Впрочем, главная проблема вовсе не в том, что авторы не докрутили какие-то детали, связанные с компаньонами и моральными терзаниями в душе главного героя. Хорошо, что эти ситуации вообще присутствуют. Иначе играть в Bound by Flame было бы просто незачем.
Это звучит странно, учитывая, что здесь есть довольно подробная ролевая система и неплохая боевка. Но тут опять же встает вопрос о потенциале и его реализации. Герою доступны три боевых стиля (и, соответственно, три ветки умений) — силовой, ориентированный на мощное холодное оружие; быстрый, делающий ставку на стелс и кинжалы; а также демонический, позволяющий забрасывать врагов «файерболами». Вы можете разучивать любые способности и в любой же момент переключаться между силовым и быстрым стилями.
В каждом из них есть свои интересные особенности. Воин может бить противников ногой, чтобы вывести из равновесия тех, кто защищается щитами. Если же вовремя поставить блок, то Вулкан автоматически проведет контратаку. А рейнджер умеет отскакивать от врага, избегая ударов, если вы все делаете быстро и правильно. Кроме того, в любом стиле можно ставить игру на паузу, чтобы сменить стойку, выпить зелье или приказать напарнику выбрать другую тактику.
Прямо в бою можно ставить мины — зачастую только это и спасает. У каждого компаньона есть свои умения и свой боевой стиль. Кто-то умеет лечить союзника, кто-то — брать под контроль недруга, и так далее. Учитывая, что с собой разрешено брать только одного соратника, а враги в Bound by Flame действительно очень сильны, выбор сопартийца придает происходящему дополнительную тактическую нагрузку. Сила противников (даже на среднем уровне сложности приходится изрядно попотеть) заставляет внимательно относиться и к выбору экипировки, и к возможности улучшать ее с помощью разных полезных ингредиентов — причем последние нужно собирать и комбинировать между собой.
В общем, поначалу драться, набирать уровни и возиться с экипировкой интересно. Но чем дальше, тем очевиднее становятся проблемы с геймдизайном и балансом. Когда вас заставляют долго бегать туда-сюда по одинаково унылым локациям и постоянно сражаться с откровенно «перекачанными» врагами, которые еще и возрождаются при каждом новом заходе на карту, «вечер перестает быть томным». Почему авторы не реализовали элементарную систему быстрого перемещения — уму непостижимо!
И если в первой половине игры эти перебежки еще как-то мотивируются многочисленными побочными квестами, то потом второстепенные задания либо вовсе исчезают, либо становятся совсем уж примитивными. В итоге вы просто убегаете от противников, лишь бы поскорее добраться до финала и узнать, чем же все закончится.
Быстрый стиль боя во многих ситуациях эффективнее силового. Не все в Bound by Flame так плохо. Здесь есть действительно сильные сцены, есть харизматичные персонажи и совершенно шикарные «боссы», за один дизайн которых авторам хочется дать какую-нибудь премию. Да и вообще по сравнению, например, с Mars: War Logs французы явно сделали шаг вперед — как минимум в графике, управлении, навигации и общем удобстве. Но им снова не хватило бюджета, а может, и старания или терпения, чтобы реализовать собственный потенциал на все сто процентов.
Заключение
Bound by Flame — это игра с нереализованным потенциалом. Ее интересный сюжет, колоритные напарники, неплохие диалоги и многообещающие ролевая и боевая системы затмеваются однообразным дизайном локаций, отсутствием системы быстрого перемещения, недоработанными интересными задумками и скучными сражениями. Игрокам, которые ценят глубокий геймплей и проработанные миры, следует присмотреться к другим играм.
Важно отметить, что Bound by Flame — это не просто очередная RPG. Она рассказывает историю о внутренней борьбе человека с демоном, о моральных дилеммах и о том, что делает нас людьми. Но, к сожалению, эта идея не получила достаточного развития в игре.
В качестве дополнительного факта можно добавить, что Spiders — это французская студия, которая была основана в 2001 году. Студия известна своими RPG играми, такими как «Of Orcs and Men» и «The Technomancer».