Haven: Обзор
Рай на двоих. Или нет?
Сразу скажу — да, игра вам понравится. Чем? Истории, миру, атмосфере, главным героям, красотой и звуком. Haven — это истина красоты и романтики. Но без излишней слащавости и приторности. Кей и Ю — пара, сбежавшая от жестокой реальности своей планеты. Они бросили вызов системе, чтобы быть вместе, даже на заброшенной планете, куда их занесла судьба на звездолете «Гнездо».
Их мир — это антииутопия, где люди живут под контролем Распределителя, который даже решает, с кем кому быть. Кей и Ю не захотели мириться с этой системой. Они влюбились и сбежали, чтобы найти свой рай.
Но какая эта планета? Заброшенная ли она на самом деле? Что за таинственные сооружения встречаются по всей планете? Это одна из главных загадок игры. Их планета — это их рай. Но он полн тайны и опасности. И только вместе они смогут разгадать ее секреты.
С первого взгляда Haven — игра, в которой сюжет не является приоритетом. Кей и Ю, рука об руку, грациозно скользят по поверхности (благодаря специальной энергетической обуви), исследуют острова, очищают их от загадочной ржавчины и просто собирают ягоды, чтобы вместе готовить и наслаждаться трапезой. Вечерние часы посвящаются наблюдению за звездным небом и отдыху. Но постепенно задача игры становится более ясной: собрать достаточно ржавчины и запчастей для «Гнезда» — поврежденного корабля, чтобы исправить его после катастрофы.
Как и в большинстве подобных игр, собранные ресурсы используются для крафта разнообразных расходников, включая лечебные мази и пилюли, усилители скорости и урона в бою. Важным моментом является то, что крафтить предметы нужно совместно, синхронно. Несмотря на простоту процесса, он становится приятнее, когда осуществляется вдвоем. То же самое касается и боев. В Haven невозможно избежать сражений с местными животными, ставшими слишком агрессивными из-за влияния ржавчины. В боях важно координировать свои действия: нажимать кнопки атаки одновременно, своевременно отпускать их, чтобы нанести максимальный урон. И необходимо постоянно договариваться о том, кто будет блокировать атаки, а кто атаковать. Некоторые враги уязвимы только к совместным атакам.
Каждое успешное действие — очистка островов от ржавчины, победа в бою, ремонт корабля и т. д. — увеличивает уровень взаимосвязи между героями, что позволяет им прокачиваться и открывать новые уровни. Кей и Ю рассматриваются как единый организм с общими характеристиками: здоровьем, скоростью скольжения, прыжками, силой ударов и особых атак. С повышением уровня увеличиваются характеристики, и открываются новые возможности. Например, герои научатся делать красивые сальто и финты.
Всё это, конечно, хорошо, но поначалу, повторю, в Haven нет особых сюжетных целей, и происходящее напоминает лайт-вариацию на тему выживания со сбором ресурсов и крафтом. Смущают не самое удобное управление при скольжении и поворотах, а также отсутствие вменяемой ориентации на местности.
Игра не ставит сложных задач. Да, пища бывает разной калорийности, и поначалу Ю воротит нос от слишком жирной, но в итоге оба спокойно лопают всё, что приготовили. Собранные плоды через некоторое время опять появляются. Да, чтобы очищать ржавчину и эффектно парить, нужно периодически заряжать обувь, но необходимые для этого струи Потока проходят повсюду.
Претензии на нелинейность тоже не впечатляют – периодически выбор реплик в диалогах «повышает твёрдость духа», но это мало на что влияет. Разве что на необходимость мужественно попробовать неизвестный инопланетный плод… И в сражениях тоже долгое время особых проблем не возникает. Даже если вы играете соло – достаточно просто одновременно нажимать кнопки, чтобы проводить совместные атаки. Привыкать тут, конечно, нужно, и в целом в кооперативе явно удобнее, но и в гордом холостяцком одиночестве играть комфортно.
Однако постепенно ситуация именно с точки зрения геймплея меняется – появляются намёки на то, что происходящее на планете как-то связано с родиной Кея и Ю, то есть сюжет становится более чётким и интригующим. Проявляются и элементы метроидвании – герои, например, могут взлетать на своих антигравитационных ботинках и нестись на струях Потока по воздуху, чтобы добираться до недоступных ранее мест. Если не попасть в струю, можно и свалиться. Однако сперва придётся найти материалы и улучшить обувь в «Гнезде». Потом ещё Ю откроет в себе талант делать выброс Потока – это помогает открывать некоторые двери и прогонять зверушек, которые присасываются к важным источникам энергии и тем самым перегораживают порталы на другие локации.
В боях растёт напряжение – то и дело выступают боссы, сражаться с которыми уже не так просто. Потом за нашей парочкой влюблённых вообще начинают гоняться жуткие роботы. Наконец, появляются нормальная карта и даже возможность совершать быстрые переходы, летая на спине вот такой зверюги:
Иногда этот «транспорт» сначала нужно победить.
Я тебя никогда не забуду
Игровой процесс в Haven, разработанной студией The Game Bakers, уже сейчас кажется полноценным и затягивающим. Но главное, что привлекает в этой игре, — это самые герои и их трогательные взаимоотношения. Кей и Ю, герои игры, обнимаются и целуются, чтобы поправить друг другу здоровье, спят обнявшись, возделывают свой небольшой огородик, выращивая фрукты из найденных зёрнышек и даже заводят домашних животных.
Ну где ещё в качестве аптечки выступают поцелуи и объятия? Даже в том, как некоторых напуганных зверушек они успокаивают, а над другими незлобно подшучивают, есть своя прелесть. Это мы посвистели, и местный «страус» от испуга притворяется мёртвым. К слову, в ходе игры ни одна животина не пострадала – герои их не убивают, а усмиряют, приводя в нормальное, миролюбивое состояние. Под действием ржавчины такие жуки ничего не боятся. Но во всём этом, повторю, не чувствуется показушности и чрезмерной сахарности – наоборот, отношения Кея и Ю выглядят искренними и настоящими.
Они могут считать звёзды, придумывать им забавные названия и обсуждать, на что похожи облака, а потом Ю встанет и с детской непосредственностью сообщит, что хочет писать. Или спросит: «Мне показалось или ты на лету ущипнул меня за попу?» Люди, любившие и состоявшие в таких отношениях, прекрасно знают, что именно такие вот мелочи и означают, что между двумя случилось уже полное взаиморастворение –это не конфетно-букетный период, а настоящие чувства, в которых возможны и такие детская непосредственность и здоровая ирония.
К слову, эротических сцен тут нет. Именно в демонстрации таких чувств и отношений заключается главное достижение (в том числе терапевтическое) Haven. Потому что нет ничего важнее настоящей, искренней любви, демонстрации (и, если хотите, пропаганды) которой нам так сейчас не хватает и в жизни, и в играх. И уж тем более если вы сейчас одни, то поиграть совершенно точно стоит – тоже захотите влюбиться или позвонить бывшим, чтобы был повод перепройти Haven в кооперативном режиме.
Плюсы:
- Сюжет
- Персонажи
- Диалоги
- Атмосфера искренней романтики и любви
- Кооператив
- Графика
- Музыка и озвучка
Минусы:
- Игра редко ставит сложные задачи
- Есть проблемы с управлением при перемещении персонажей
Важно отметить, что игра Haven, разработанная студией The Game Bakers, была выпущена в 2024 году. Она представляет собой ролевую игру с элементами платформера, действие которой разворачивается в мире «The Game Baker’s Universe». Игра получила положительные отзывы за свою атмосферу, сюжет и персонажей.