VA-11 Hall-A: Cyberpunk Bartender Action: Обзор
От заката до рассвета
Действие VA-11 Hall-A разворачивается в 2070-х годах в городе с характерным названием Глитч-Сити. Этот мегаполис вобрал в себя типичные элементы киберпанка: мегакорпорации, хакеры, кибертеррористы, а по кишащим преступниками улицам свободно разгуливают андроиды и люди с генетическими модификациями и биоимплантами.
Иногда всем этим жителям Глитч-Сити хочется расслабиться, и тогда они оказываются в баре VA-11 Hall-A, который его работники называют просто «Вальгаллой». Мы играем за одного из барменов — двадцатисемилетнюю девушку по имени Джилл. В лучших традициях киберпанка наш персонаж — замкнутая одиночка. При этом новелла сконцентрирована не столько на трудящейся в ночную смену Джилл, сколько на полуночных посетителях бара. У каждого из них есть своя история, и на Глитч-Сити мы смотрим исключительно их глазами.
Разработчики VA-11 Hall-A родом из Венесуэлы, страны «третьего мира». Они признаются, что именно личный опыт побудил их создать персонажей, которые просто живут своей жизнью и пытаются быть счастливыми, пока мрачное окружение давит на них со всех сторон. Но не обошлось, конечно, и без влияния аниме и игр с PlayStation и Super Famicom (SNES). Японский колорит вообще пропитывает игру насквозь, и даже удивительно, что её создатели — не уроженцы Страны восходящего солнца, особенно если учитывать странное для русского уха название студии венесуэльцев — Sukeban Games.
К концу прохождения в моей папке со скриншотами из игры было более 600 файлов: рука постоянно тянулась нажимать F12, чтобы запечатлеть какую-то забавную или трогательную ситуацию.
Совет: Если вы хотите создать свою собственную киберпанковую историю, вдохновляйтесь VA-11 Hall-A. В ней прекрасно показано, как обычные люди живут в мрачном будущем, как они справляются с проблемами и как находят утешение в общении друг с другом. И не забывайте, что киберпанк — это не только мрачные мегаполисы и кибертеррористы, но и человеческая драма.
Интересный факт: Название студии Sukeban Games отсылает к японскому слову «sukeban» — это слово означает «девушку-хулигана». Именно таким образом студия подчеркивает свою нестандартность и независимость в мире игр.
VA-11 Hall-A: Cyberpunk Bartender Action: Обзор
Взболтать, но не смешивать
В VA-11 Hall-A игроку не даётся возможность напрямую выбирать реплики для Джилл, вместо этого все взаимодействия с персонажами происходят через приготовление коктейлей. Джилл обладает книгой рецептов, где можно фильтровать напитки по названию и вкусовым ощущениям, а также шейкером для смешивания ингредиентов в нужной пропорции. Перетаскивать ингредиенты можно мышкой, но гораздо удобнее использовать горячие клавиши.
Сам процесс смешивания достаточно прост и не требует от игрока креатива или экспериментов — напитки готовятся строго по инструкции. Творческий подход нужен в решении другой задачи — что же налить клиенту. Посетители могут приходить с конкретными пожеланиями, намеками, а иногда и сами не знают, чего хотят, просто прося «чего-нибудь этакого».
Развитие диалога зависит от поданного напитка. Неудачный выбор может привести к недовольству клиента, отсутствию информации и отсутствию оплаты. Если заказ придётся по душе, ждите забавной истории или личного откровения, особенно если в напиток добавлено больше алкоголя. Лично мне больше всего нравятся загадки Стеллы и Виргилио. Они не называют напиток напрямую, но дают подсказки, по которым внимательный игрок может догадаться о желаниях этих привередливых клиентов.
В игре есть несколько способов повлиять на диалог: напоить клиента, налить двойную порцию или угадать его внутреннее желание. Не всегда все эти способы работают, но это делает эксперименты интереснее. Например, если подать журналистке «Пианистку» вместо «Пианиста», то она расскажет историю о своей матери. А наливая сладкие коктейли суровому Ингрему, вы улучшите его настроение, и он поделится с Джилл своим прошлым.
Постоянные клиенты любят заказывать одно и то же, и радуются безошибочному обслуживанию. Некоторые завсегдатаи довольны, когда им подают их любимый напиток, что открывает дополнительные диалоги и позволяет лучше узнать клиента и мир игры.
Не стоит забывать, что все заказы оплачиваются из кошелька посетителя, а в конце смены Джилл получает зарплату. Поэтому имеет смысл подавать напитки подороже и не ошибаться, чтобы у героини были деньги на квартиру и приятные мелочи. Если потакать потребностям протагонистки (например, купить комнатное растение, когда у неё появится такая мысль), то на следующий день Джилл будет сконцентрирована на работе. Проще говоря, перед приготовлением заказа она будет проговаривать желание клиента и даже давать игроку подсказки о том, что стоит подать что-то другое.
Свободное от работы время Джилл, как истинный интроверт, проводит в своей квартире. Одиночество девушки скрашивают кошка и чтение имиджбордов.